Previous Entry Share Next Entry
Жигулёвские горы 1937 года в фильме "Волга-Волга".
pavluhinoleg
Красота Жигулёвских гор не раз привлекала внимание столичных кинематографистов. По рассказам, ещё 110 лет назад в район Жигулевских гор приезжала киногруппа во главе с оператором Александром Дранковым, чтобы снять волжские пейзажи для самого первого отечественного фильма "Понизовая вольница" (1908). Возможно это так, но посмотрев фильм, я не нашёл кадров, подтверждающих эту легенду. Однако, съёмочные группы художественных и документальных фильмов действительно приезжали в ниши края неоднократно. Например, в 1937-ом году в Куйбышевской области снимали сразу две картины. Одна из них была посвящена Степану Разину, а вторая - музыкальная комедия "Волга-Волга". Именно о ней и пойдёт речь.


Писатель Александр Хорт в книге "Любовь Орлова" из серии "ЖЗЛ" пишет: "Двадцатого июня 1937 года от причалов Московского Южного порта отчалила экзотическая флотилия — съемочная группа фильма «Волга-Волга» отправилась на натурные съемки. Возглавлял кавалькаду пароход «Память Кирова», на котором разместились участники экспедиции. Здесь имелись оборудованное операторское помещение, зал для звукозаписи, костюмерная, фотолаборатория. На верхней палубе был устроен павильон для съемок. Через громкоговорители с «Памяти Кирова» доносилась новая песня Дунаевского и Лебедева-Кумача:

Много песен про Волгу пропето,
Но еще не слыхали такой,
Чтобы, сердцем советским согрета,
Зазвенела она над рекой...

Следом за «флагманом» на буксире шли «игравшие» в картине бутафорский пароход «Севрюга» и парусник «Лесоруб». «Севрюга» представляла собой ветхое сооружение со ставнями на окнах и двумя трубами, украшенными сверху затейливыми металлическими финтифлюшками. Не менее экстравагантно выглядел парусник, приспособленный, в случае безветренной погоды, для передвижения на веслах. При виде необычного каравана капитаны проходивших мимо судов нервно хватались за бинокли, а пассажиры высыпали на палубы, не скупясь на комментарии по поводу этих посудин. Успокаивались, лишь когда, приблизясь, видели вымпел с надписью «Мосфильм. Киноэкспедиция "Волга-Волга"».

01. Бакен с надписью "Кама-Волга".


Маршрут киногруппы также подробно описан в книге Александра Хорта. Пароходы поплыли по Москве-реке и Оке к Нижнему Новгороду (Горькому). В городе и окрестностях были проведены первые съемки. Верхневолжское пароходство выделило в помощь “Памяти Кирова” буксир “Добролюбов”, который постоянно маневрировал, переставляя и устанавливая в нужных местах декоративные суда. Затем кинематографисты отправились на Каму, где снимали в районе удмуртского города Сарапула. Далее переместились к Перми, в устье Чусовой и на реку Вишера.

Одна группа снималась на плотах. Другая сразу отправилась на Волгу. Съёмки проходили возле Казани и Жигулевских гор. Эту жигулёвскую часть съёмок мы и посмотрим в этом посте.

02. Пароход "Севрюга" в районе Морквашей, гора Могутовая.


03. "Севрюга" и парусник "Лесоруб", слева Большая Бахиловая гора.


04. Бывалов (Игорь Ильинский) и секретарша Зоя (Мария Миронова) на пароходе "Севрюга" в Жигулях.


05. Легендарные "Эмки" (ГАЗ М-1) - символ сталинской эпохи. На таких автомобилях сотрудники НКВД перевозили арестантов, за это машины прозвали в народе "чёрными воронками". Каток репрессий не миновал и создателей фильма. В 1937 году оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть картины был арестован и осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


06. Автомобили ГАЗ М-1 и парусник "Лесоруб" на фоне Жигулёвских гор.


07.


08. Дуня (Любовь Орлова) и Алёша (Андрей Тутышкин).


09. Любовь Орлова в лодке отплывает от "Севрюги", на заднем плане предположительно гора Стрельная.


10. Знающий все мели, старый боцман (Владимир Володин) на фоне гор Могутовой и Лысой.


11. Пароход "Севрюга".


12. Старый боцман. На заднем плане горы Могутовая и Отважная.


Премьера музыкальной комедии состоялась 24 апреля 1938 года. "Волга-Волга" стал одним из любимых картин Иосифа Сталина, он пересматривал его множество раз и знал многие реплики наизусть. В 1941 году фильм «Волга-Волга» был удостоен Сталинской премии первой степени. Однако, после смерти Сталина, в 1950-е годы фильм подвергли редактированию: из негатива были исключены кадры с памятником Иосифу Сталину на канале «Москва — Волга», а также кадры, где крупным планом показана надпись "Иосиф Сталин" на пароходе. Кинокартина стала классикой советского кинематографа. В 2010 году фильм был колоризирован в Лос-Анджелесе по заказу «Первого канала».

13. В завершении поста замечательные вечерние виды Волги и Жигулей.


14.


15.


16.


17.


18.


Если вам понравился пост, нажимайте, пожалуйста, кнопочки соц.сетей:

Featured Posts from This Journal

  • Старые открытки: По Волге, 1972 год.

    Продолжаю сканировать свою коллекцию старых открыток. Сегодня предлагаю совершить небольшое путешествие по реке Волге 1972 года. 01. У истока…

  • Волжские берега (Виргинская фотоколлекция).

    Давно в ЖЖ я не выкладывал исторические снимки и вот, буквально вчера, узнал, что в сеть выложена большая серия (свыше 2000!) цветных снимков времён…

  • Нижний Новгород 2016

    Ещё прошлым летом мы с ребятами были проездом в Нижнем Новгороде, времени было мало, поэтому фотографий получилось немного. В основном это набережная…


  • 1
Это одна из тысячи причин почему я никогда не хотела уехать из России и даже из Самары в самые тяжелые времена)

Фильму получается уже 80 лет.

Да, возможно в следующий раз напишу про "Девичью весну". Хотя материал в сети и так есть. Ещё в наших краях снимался фильм "Найди меня, Лёня!".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account