?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Русская живопись второй половины XIX века. Передвижники.
pavluhinoleg
Передвижники — русские живописцы, скульпторы, графики, которые входили в крупнейшее русское прогрессивное, демократическое художественное объединение второй половины XIX — начала XX века, — «Товарищество передвижных художественных выставок».


Товарищество возникло по инициативе Григория Мясоедова, Василия Перова, Ивана Крамского и Николая Ге. Его членами-учредителями, помимо упомянутых четырёх художников, были также Лев Каменев, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Михаил Клодт, Иван Шишкин, Константин Маковский, Алексей Корзухин, Валерий Якоби. Рождение Товарищества было подготовлено развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 1850-х — 1860-х годов. Эти годы были временем, когда в России широко развернулась борьба демократических сил за революционную ликвидацию самодержавия и крепостничества.

В 1863 году произошёл знаменитый «бунт» 14 дипломантов, возглавляемых Крамским. Оканчивающие курс ученики Академии отказались писать дипломную работу на далёкую от жизни тему из скандинавской мифологии и демонстративно вышли из Академии. Выйдя из Академии, «бунтари», образовали «Артель художников», из которой впоследствии и образовалось Товарищество. Артель и Товарищество представляли собой принципиально новые, своеобразные общественные организации художников, противостоящие Императорской Академии художеств. В состав Товарищества в разное время входили кроме учредителей и многие другие замечательные мастера отечественного изобразительного искусства, в том числе Абрам Архипов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Савицкий, Валентин Серов, Николай Ярошенко. Членами объединения передвижников были также Илья Репин и Василий Суриков, творчество которых знаменовало вершину русского дореволюционного изобразительного искусства.

Художники-передвижники.
В 1-м ряду (сидят слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Ивачев (служащий в управлении Товарищества), Н. Е. Маковский. Во 2-м ряду (стоят слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.


01. Михаил Клодт
"Вид в имении Загезаль близ Риги", 1858 г.
Mikhail_Clodt_Riverside_Farmstead.jpg

02. Василий Перов
"Чаепитие в Мытищах", 1862 г.
01. В. Перов Чаепитие в Мытищах.jpg

03. Николай Ге
«Тайная вечеря», 1863 г.
02. Николай Ге Тайная вечеря.jpg

04. Илларион Прянишников
"Шутники. Гостинный двор в Москве", 1865 г.
Прянишников.jpg

05. Василий Перов
«Тройка», 1866 г.
03. Тройка_-_Василий_Григорьевич_Перов_(1866).jpg

06. Василий Перов
«Последний кабак у заставы», 1868 г.
04. В. Перов Последний кабак у заставы..jpg

07. Василий Перов
«Охотники на привале», 1871 г.
05. Василий Перов Охотники на привале..jpg

08. Алексей Саврасов
«Грачи прилетели», 1871 г.
06. Алексей Саврасов Грачи прилетели.jpg

09. Николай Ге
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г.


10. Григорий Мясоедов
«Земство обедает», 1872 г.
08. Григорий Мясоедов Земство обедает.jpg

11. Иван Крамской
«Христос в пустыне», 1872 г.


12. Иван Крамской
"Портрет художника И.И. Шишкина", 1873 г.


13. Илья Репин
«Бурлаки на Волге», 1873 г.


14. Константин Савицкий
«Ремонтные работы на железной дороге», 1874 г.


15. Михаил Клодт
"Вечерний вид в деревне. Орловская губерния", 1874 г.


16. Василий Максимов
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", 1875 г.


17. Иван Шишкин
«Рожь», 1878 г.


18. Василий Поленов
"Московский дворик", 1878 г.


19. Николай Ярошенко
«Кочегар», 1878 г.


20. Архип Куинджи
«Вечер на Украине», 1878 г.


21. Михаил Клодт
"Волга под Симбирском", 1881 г.


22. Василий Суриков
«Утро стрелецкой казни», 1881 г.


23. Илья Репин
"Сходка", 1883 г.


24. Иван Крамской
«Неизвестная», 1883 г.


25. Николай Ге
"Портрет Льва Николаевича Толстого", 1884 г.


26. Василий Суриков
«Боярыня Морозова», 1887 г.


27. Владимир Маковский
"На бульваре", 1887 г.


28. Григорий Мясоедов
«Стадная пора. Косцы», 1887 г.


29. Василий Поленов
«Христос и грешница», 1888 г.


30. Василий Максимов
"Всё в прошлом", 1889 г.


31. Иван Шишкин
"Утро в сосновом лесу", 1889 г.


32. Абрам Архипов
"По реке Оке", 1889 г.


33. Михаил Нестеров
«Видение отроку Варфоломею», 1890 г.


34. Исаак Левитан
"Тихая обитель", 1890 г.


35. Иван Шишкин
"Дождь в дубовом лесу", 1891 г.


36. Исаак Левитан
«У омута», 1892 г.


37. Исаак Левитан
"Владимирка", 1892 г.


38. Исаак Левитан
"Вечерний звон", 1892 г.


39. Валентин Серов
"Портрет художника И. И. Левитана", 1893 г.


40. Илларион Прянишников
"Крёстный ход", 1893 г.


41. Исаак Левитан
"Над вечным покоем", 1894 г.


42. Исаак Левитан
«Золотая осень», 1895 г.



Posts from This Journal by “Художники” Tag


  • 1
"Артель и Товарищество представляли собой принципиально новые, своеобразные общественные организации художников, противостоящие Императорской Академии художеств" - идейность художников-передвижников была связана с трудностями "проката" картин о состоянии общества. Очень похоже засилье "академизма", на сегодняшнее засилье "голливуда" в кинотеатрах.
Напомню: "В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (14 человек[3]) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений. Второго ноября 1870 г. устав был утверждён".
Кто из нынешних продюсеров и режиссёров рискнёт снимать фильмы без проката? Никто.
А "передвижники" создали собственный прокат.
За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и "параллельные выставки" для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. Так, первая параллельная выставка была показана в 12-ти городах России.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе.
Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Именно о востребованности в обществе творчества "передвижников", об их самостоятельности, об отказе от государственного финансирования я бы напоминал сегодня.

Спасибо за пост. :))

И вам спасибо за интересный комментарий :)

  • 1